Содержание     Тип переменной Тип константы Предопределенные типы   О приводимости типов  
 

 

Типы переменных

Тип переменной задает вид того значения, которое ей присваивается и правила, по которым операторы языка действуют с переменной, например:

Если переменные A и B целочисленного типа, то программа:

A:=3.14;
B:=2.71;
WRITELN(A,’ ‘,B,’ ‘,A+B);

Выведет на экран строку: “3.14 2.71 5.85”

Если же они строкового типа, то программа:

A:=’3.14’;
B:=’2.71’;
WRITELN(A,’ ‘,B,’ ‘,A+B);

Выведет: “3.14 2.71 3.142.71”, так как оператор сложения просто добавит строку B в конец строки A.

Тип константы определяется способом записи ее значения:

Const
C1=17;
C2=3.14;
C3='A';
C4=False;
C5=C2+C1;

Можно использовать выражения. Выражения должны в качестве операторов содержать только константы, в том числе ранее объявленные, а так же знаки математических операций, скобки и стандартные функции.

В Паскале предопределены следующие простейшие типы переменных:

BYTE целое число от 0 до 255, занимает одну ячейку памяти (байт).
BOOLEAN логическое значение (байт, заполненный единицами, или нулями), true, или false.
WORD целое число от 0 до 65535, занимает два байта.
INTEGER целое число от –32768 до 32767, занимает два байта.
LONGINT целое число от –2147483648 до 2147483647, занимает четыре байта.
REAL

число с дробной частью от 2.9*10-39.до 1.7*1038, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 12-го знака после запятой, если результат какой либо операции с REAL меньше, чем 2.9*10-39, он трактуется как ноль. Переменная типа REAL занимает шесть байт.

DOUBLE

число с дробной частью от 5.0*10-324.до.1.7*10308, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 16-го знака после запятой ,если результат какой либо операции с DOUBLE меньше, чем 5.0*10-324, он трактуется как ноль. Переменная типа DOUBLE занимает восемь байт.

CHAR символ, буква, при отображении на экран выводится тот символ, код которого хранится в выводимой переменной типа CHAR, переменная занимает один байт.
STRING строка символов, на экран выводится как строка символов, коды которых хранятся в последовательности байт, занимаемой выводимой переменной типа STRING; в памяти занимает от 1 до 256 байт – по количеству символов в строке, плюс один байт, в котором хранится длина самой строки.

При обьявлении переменной строкового типа можно заранее указать ее длину в байтах – X:

MyString:STRING[X];
При присвоении этой переменной строки длиннее X, присваиваемая строка будет обрезана с конца после X-того символа.

Размер переменной типа STRING в памяти можно узнать следующим способом:
Size:=SizeOf(MyString);
Функция SizeOf() возвращает размер, занимаемый переменной, служащей параметром. Параметром может служить и тип переменной; строка:
Writeln(SizeOf(STRING));
Выведет на экран число 256, так как по умолчанию под все строки отводится по 256 байт.

Кроме того, можно узнать, сколько символов в строке (индекс последнего непустого символа в строке):
Size:=Ord(MyString[0]);
Используется ибращение к нулевому элементу (символу) строки, в котором хранится ее длина, но MyString[0] – значение типа CHAR, тоесть символ, код которого равен длине строки, нужный нам код – число возвращает функция Ord()Таким же образом можно обратиться к любому N – тому элементу строки:
MyChar:=MyString[N];
{MyChar:CHAR}

ARRAY[a..b,c..d,….] OF “тип элемента”; массив некоторой размерности, содержащий элементы указанного типа.

Диапазоны индексов для каждого измерения указываются парами чисел или констант, разделенных двумя точками, через запятую (a..b,c..d). После OF записывается тип элементов массива. В памяти массив занимает место, равное: (b-a)*(d-c)*..* SizeOf(“тип элемента”). Размер массива не может превосходить 65536 байт.

Обращение к элементам массива происходит следующим образом:
X:=MyArray[a,b,c,..];

При этом переменная X должна быть того же типа, что и элементы массива или приводимого типа. Число индексов (a,b,c,..) должно быть равно числу обьявленных при описании измерений массива.

О приводимости типов

В Паскале существуют ограничения на присвоение значений одних переменных другим. Если переменные которую и которой присваивают одного типа, то никаких проблем не возникнет. Но если они разных типов, присвоение не всегда может быть произведено. Это связано стем, что при таком присвоении необходимо отсечь часть информации, а какую – компьютер “не знает”.

Проблема возникает при следующих присвоениях:
I:=J; {I:INTEGER; J:REAL}
A:=B; {A:CHAR; B:STRING}

В то же время, такие присвоения будут выполнены вполне корректно:
J:=I;
B:=A;

При этом переменная J примет значение с нулевой дробной частью, а B – станет строкой, содержащей один символ – из A.

В первом же случае, можно поизвести следующие операции:
I:=Trunc(J); {функция trunc() возвращает целую часть аргумента}
I:=Round(J); {round() – округляет аргумент стандартным способом}

Кроме рассмотренного случая может существовать множество других, но наиболее общее правило таково: следить за однозначностью присвоения с потерями информации и не удивляться, а экспериментировать переделывать программу, если компилятор выдает сообщение о невозможности присвоения.