Содержание                
 

ТурбоПаскаль 6.0 и структурное программирование

Мы уже знаем, что на этапе проектирования архитектуры Турбо- Паскаль поддерживает модульное проектирование. Но наиболее эффективен Турбо-Паскаль на этапе детального проектирования.

Процесс проектирования программ - это процесс решения проблем человеком, подобно другим процессам решения проблем в науке и технике. Из-за ограниченных возможностей человеческом мозга, не способного одновременно охватить все мельчайшие детали, необходимо определить некоторый способ представления проекта. Это представление затем будет использоваться как средство общения. Результирующий код должен выводиться из этого представления просто и однозначно. Приемы такого представления могут быть классифицированы как графические и языковые.

К графическим приемам относят блок-схемы и диаграммы Нэсси- Шнейдерман.

Блок-схема (схема) - наиболее распространенная и наиболее понимаемая форма графического представления. Она была предложена фон Нейманом как средство документации программ. Для каждой программной структуры существует соответствующая графическая схема. Основное преимущество этого метода - простота и наглядность. Однако, у схем есть и недостатки:

1. их нотации несовместимы с нотациями, используемыми в программных спецификациях и в реализациях;
2. невозможен прямой ввод в ЭВМ и вывод из нее, практически мало средств автоматизированной поддержки;
3. нет эффективном способа управления уровнем детализации в рамках каждой схемы;
4. нотации недостаточны для проектирования крупномасштабных систем ПО.

Диаграммы Нэсси-Шнейдерман призваны поддерживать структурное программирование. Предложены специальные графические прямоугольные изображения для базовых структур. Программа описывается с использованием этих изображений. Основные характеристики:

1. функциональная область хорошо определена;
2. не разрешены произвольные передачи управления;
3. легко определяются границы локальных и глобальных данных;
4. легко представляются рекурсивные свойства.

Среди приемов языкового представления наиболее известным является использование псевдокодов или языков проектирования программ.

Наименование структуры Представления
Схема Диаграммы Несси-Шнейдерман Псевдокод
Следование Действие 1;
Действие 2;
Ветвление IF
условие
THEN
действие 1
ELSE
действие 2;
Цикл WHILE
условие
DO
действие

Язык проектирования (РDL) - это неграфическая форма представления проекта программы, характерной особенностью которой является возможность оформления шагов обработки на естественном языке с использованием специальных предопределенных слов (кодовых вставок) для описания операторов ветвлений, циклов и описания данных. Внесение изменений в алгоритм программы может быть осуществлено при помощи редактора текстов, имеющемся в составе ПО всех современных ЭВМ.

Разработка исполнительно программы заключается в преобразовании описания шагов обработки и описания данных, выполненных на естественном языке, в операторы языка программирования. Наиболее приспособленным для поддержки методологии структурного программирования, является РАSCАL. На его базе элементарно строится язык проектирования PDL-PASCAL.

Действия разработчика на каждом шаге Детализации заключаются в подстановке одной из структур, изображенных на рисунке вместо прямоугольников на схеме, полученной на предыдущем шаге. Доказано, что такая процедура детализации позволяет построить логику любом алгоритма. Выбор необходимой структуры для подстановки и составляет суть проектирования на этом этапе.