<< Вернуться к списку курсовых работ
Подключите Ваш компьютер к проекту распределённых вычислений!
Этим Вы окажете большую помощь науке и медицине.
См. подробнее: http://solidstate.karelia.ru/~yura/pyldin/yura/computing.htm




                        1. ВВЕДЕНИЕ.

        В настоящее время, в связи с широким распространением
персональных компьютеров и Internet'а, появилась новая возмож-
ность - дистанционное обучение. Сеть Internet растет экспонен-
циально, приблизительно удваивая свои размеры ежегодно, и такой
рост наблюдается в течении последних семи лет. Понятно, что
глобальная сеть является одним из лучших средств, с помощью
которого можно представить всему миру необходимые публикации.
        Сетью сейчас пользуются практически все ВУЗы и даже
некоторые школы. Понятно, что внедрение Internet'а в учебные
заведения должно как-то сказаться на методике преподавания
того или иного предмета. Internet - это не только средство,
где учащиеся могут получать дополнительную информацию. Совре-
менные технологии дали возможность организовать так называемое
дистанционное обучение.
        Например, приведем такую схему. На лекциях преподава-
тель рассказывает ученикам основы курса, а ученики, имея выход
в сеть, получают дополнительную информацию. Эта дополнительная
информация может быть взята как из необъятных мировых ресурсов
глобальной сети, так и из так называемого электронного учебни-
ка, который разработан специально для читаемого курса. Ученик
может так же использовать средства электронной почты для связи
с преподавателем. К электронному учебнику должна прилагаться
программа дистанционного самоконтроля. Таким образом, ученик,
прочитав учебник, может оценить свои знания.
        Программа дистанционного самоконтроля должна быть дос-
тупна ученику вместе с учебником, т.е. из учебника должна быть
сделана ссылка на нее. Таким образом, эта программа должна
удовлетворять формату документов HTML, чтобы с ней можно было
работать прямо в Internet'овском броузере. Конечно, можно сде-
лать эту программу в виде EXE-файла (например, написать ее на
языке Си или Паскаль). Но тогда ученику придется ее переписы-
вать на свой компьютер, а это не всегда удобно, в особенности,
если компьютер не личный. Куда эстетичнее написать программу в
HTML-формате и пользоваться ею, не "выходя из Internet'а". Та-
ким образом, далее следует поговорить о языках программирования
Java и JavaScript, которые и позволят эту идею осуществить.


                        2. JavaScript.

        Сам по себе язык HTML, на котором создаются документы
для Internet'а является пассивным. Его даже нельзя назвать
языком программирования. Он позволяет размещать на Web-странич-
ке текст, картинки, организовывать ссылки, но не позволяет сде-
лать Web-страничку активной.
        Связанные с языком Java технологии завоевали Internet,
и вполне заслуженно, потому что они внесли выполняемые элементы
в документы World Wide Web. Выполняемые элементы представляют
собой программы, которые вложены в эти документы и выполняются
внутри них. Именно Java-технология обеспечила возможность
встраивать в Web-странички, созданные с помощью языка HTML, не-
большие программы на языке Java, называемые апплетами.
        Следует сказать об отличиях языков Java и JavaScript.
JavaScript является интерпретируемым языком, в то время как
Java - компилируемый. В случае использования языка Java,
HTML-документ и программа находятся в разных файлах.
Java-программа должна быть заранее откомпилирована в байт-код.
Программа на языке JavaScript размещается прямо в HTML-доку-
менте в виде исходного текста и автоматически компилируется в
байт-код при загрузке документа в броузер.
        Для авторов HTML-документов язык JavaScript представ-
ляет важный шаг вперед на пути к созданию HTML-приложений,
которые взаимодействуют с пользователем. Таким образом, глав-
ной целью языка JavaScript является обеспечение активного взаи-
модействия HTML-документов с пользователем. Этот язык не пре-
тендует на то, чтобы быть полномасштабным языком программирова-
ния, такими как Java и Си. Скорее, он является расширением язы-
ка HTML, облегчающим работу пользователя с конкретным броузе-
ром. Язык JavaScript расширяет возможности стандартных
HTML-дескрипторов, позволяя объектам Web-страницы взаимодейст-
вовать со своими свойствами и объектами. Еще одно удобство
JavaScript заключается в том, что этот язык имеет тот же син-
таксис, что и Си. Это позволяет значительно сократить время
его изучения.
        С помощью языка JavaScript можно перейти от простого
написания HTML-документов к деятельности, которую можно назвать
HTML-программированием. Все события, происходящие в броузере,
например, нажатие кнопки или переход к другой странице, может
обнаружить и обработать JavaScript-программа.
        Язык JavaScript базируется на объектно-ориентированной
модели данных. При программировании необходимо учитывать струк-
туру объектов. Все объекты можно разделить на 3 группы: это
объекты броузера, внутренние объекты JavaScript и объекты, свя-
занные с языком HTML. С объектами связаны методы, которые поз-
воляют управлять этими объектами и, в некоторых случаях, изме-
нять их содержимое. Так же есть возможность создавать собствен-
ные методы объектов.


                        3. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

        Программу можно разделить на 2 части: пассивную и ак-
тивную. При загрузке программы в броузер пользователь на экра-
не видит только пассивную часть. Проходящий самоконтроль поль-
зователь должен отметить с помощью мыши правильные ответы на
все 45 вопросов. После этого необходимо нажать кнопку "ГОТОВО",
которая находится в самом конце Web-странички. После нажатия
этой кнопки включится активная часть, написанная на JavaScript,
и откроется окно, где будет выведено число заданных вопросов,
число правильных и неправильных ответов, а также оценка.
        Программа основана на организации в HTML-документе форм
и их обработке. Форма - это область гипертекстового документа,
которая создается при помощи контейнера <FORM>...</FORM> и со-
держит элементы, позволяющие пользователю вводить информацию.
Существуют несколько разновидностей форм - поля ввода (text
field), области текста (text area), контрольные переключатели
(checkbox), селекторные кнопки (radio button), списки
(selection list) и другие. Всем перечисленным элементам в языке
JavaScript соответствуют отдельные объекты. Программы могут
обрабатывать формы непосредственно, получая значения, содержа-
щиеся в необходимых элементах.
        В данной программе использован объект radio для выбора
ответа на вопрос. Объект radio представляет собой селекторную
кнопку (radio button), определяемую в HTML-форме. Селекторные
кнопки позволяют выбрать только один из предлагаемых вариантов.
Объект radio, как уже говорилось, является свойством объекта
form и должен содержаться в контейнере <FORM>...</FORM>. Син-
таксис HTML-дескриптора, определяющего селекторную кнопку,
следующий:
    <INPUT type="radio" name="radioName" value="buttonValue"
        [checked] [onClick="handlerText"]>текст
В атрибуте name задается имя селекторной кнопки. Необходимо
помнить, что кнопки, принадлежащие к одной группе, должны иметь
одинаковые значения атрибута name. Значение атрибута value
возвращается серверу при передаче формы. С помощью атрибута
checked можно выбрать, какая кнопка будет включена по умолча-
нию. Атрибут onClick позволяет при нажатии этой кнопки активи-
зировать необходимую JavaScript-функцию (это в описываемой
программе не используется).
        Как уже говорилось, для вызова JavaScript-функции, ко-
торая обрабатывает введенные результаты, используется кнопка
типа button, расположенная в конце HTML-документа. Кнопка
(button) - это область окна, которая реагирует на щелчки мыши и
может активизировать оператор или функцию языка JavaScript при
помощи атрибута события onClick. Кнопки также являются свойст-
вами объекта form и должны заключаться в дескрипторы
<FORM>...</FORM>. Синтаксис следующий:
    <INPUT type="button" name="buttonName" value="buttonText"
        [onClick="handlerText"]>
Атрибут name задает имя кнопки, и в языке JavaScript ему соот-
ветствует свойство name объекта button. Атрибут value опреде-
ляет надпись на кнопке. А с помощью атрибута onClick указыва-
ется необходимая функция, которая активизируется при нажатии
на кнопку.
        Перейдем теперь к активной части описываемой программы
дистанционного самоконтроля. Эта часть расположена в заголов-
ке HTML-документа, внутри дескрипторов <SCRIPT>...</SCRIPT>,
как того требуют правила написания HTML-документов. Внутри этих
дескрипторов расположена всего одна функция seeResult, которая
активизируется при нажатии кнопки "ГОТОВО", анализирует вве-
денные ответы и выводит результат.
        Эта функция небольшая и устроена довольно просто. Сна-
чала создается массив правильных ответов, определяются началь-
ные значения переменных. Далее выполняется цикл, который и про-
изводит сравнение эталонных ответов с ответами, введенными
пользователем. И наконец, производится вычисление и вывод оцен-
ки. Для создания массива использован конструктор Array(). За-
полнение массива правильными ответами производится с помощью
обычного оператора присваивания. Самое важное - это получить
JavaScript-функции данные о введенных ответах. Для этого ис-
пользуется следующий оператор:
    if (document.forms[x].elements[answc[x]].checked) res+=1;
Здесь x - переменная цикла от 1 до числа вопросов (45), а
answc - массив правильных ответов. Следует отметить, что это
не единственный способ получить информацию о состоянии объектов
типа form на Web-страничке. Существует еще около четырех спо-
собов обращения к нужной радиокнопке, например так:
    document.buttons.radioName[i]
Но в этом случае вместо цикла и одного if пришлось бы написать
45 раз if, так как в таком обращении требуется сообщить и имя
группы переключателей (а этих имен, как уже говорилось выше,
должно быть столько, сколько групп радиокнопок, т.е. столько,
сколько вопросов). Вот почему и применено обращение к радиок-
нопкам при помощи массива elements. Наконец, вывод результатов
производится с помощью метода alert.


                        4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Описанная программа дистанционного самоконтроля сдела-
на довольно просто, поэтому она без каких-либо переделок работа-
ет и в MicroSoft Explorer, и в Navigator любой версии, начиная
с 2.2.
        О дистанционном обучении следует сказать следующее. Как
бы не совершенствовался Internet, и как бы не увеличивалось чис-
ло его пользователей среди учащихся, дистанционное обучение ни-
когда не вытеснит классическое. Программы дистанционного обуче-
ния и самоконтроля будут лишь дополнением к основному курсу.